Как бывший член Совета Федерации использует статус и связи в корыстных целях.
Дело Валерия Шнякина продолжает обрастать новыми эпизодами, окончательно уничтожающими его и без того подмоченную репутацию. Выясняется, что, даже будучи на пенсии, он остается глубоко погруженным в реализацию попахивающих мошенничеством схем в интересах своего зятя – предпринимателя Олега Смирнова.
СЕНАТОР С ДВОЙНЫМ ДНОМ
Валерий Шнякин – это ярчайший пример того, как облеченный государственной властью человек использует ее не по назначению, то есть не на благо страны и общества, а в собственных корыстных интересах, и для того, чтобы прикрывать высоким статусом и весомыми регалиями темные делишки, вероятно, даже противозаконные! И хотя за руку таких дельцов поймать очень сложно в силу их информированности и наличия у них высоких связей, доказательством служит благосостояние семейства Шнякиных, давно уже совершенно несоразмерное получаемым ими легальным доходам. Например, будучи членом Совета Федерации, Валерий Николаевич Шнякин задекларировал доход за 2012 год в сумме 2 миллиона 535 тысяч 484 рубля, у супруги, Элеоноры Шнякиной (Банниковой), оказалось и того меньше – 229 тысяч рублей. За следующий год ими было задекларировано 2 миллиона 956 тысяч 800 рублей и 180 тысяч соответственно. Таким образом, совокупный доход четы Шнякиных за период с 2011-го по 2013 год (при отсутствии в открытых источниках сведений о доходах за 2011-й) составил не более восьми с половиной миллионов рублей. Вернее будет сказать, что это те доходы, которые Шнякин решил раскрыть, поскольку легко мог объяснить их происхождение. Однако в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении нижегородского предпринимателя, которого члены семьи бывшего сенатора обвиняют в неуплате долга, Шнякин сам показал, что в своей московской квартире на улице Удальцова он лично вручал тому деньги в размере более 30 миллионов рублей, причем даже в иностранной валюте – 200 тысяч долларов США!
При этом следует подчеркнуть, что расписка, которая фигурирует в открытых источниках, составлена не на имя Шнякина, а на имя его зятя, Олега Смирнова. Вероятно, это было сделано, чтобы не декларировать доходы.
Но откуда взялись у сенатора или членов его семьи такие деньжищи? В ответ на этот вопрос Шнякин не смог дать никаких пояснений. А это заставляет предположить, что деньги были получены незаконным путем. Скорее всего, благодаря занятиям подпольным ростовщичеством, причем прямо в кабинете члена Совета Федерации РФ, под флагом России и портретом президента!
Шнякин долго пытался это скрывать, но похоже, что скоро его выведут на чистую воду: депутаты Государственной думы направили в Генеральную прокуратуру и МВД письма с просьбой проверить финансы чиновника на предмет соответствия декларируемым доходам самого Валерия Шнякина и его супруги Элеоноры Шнякиной.
АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД?
В одном из телефонных разговоров Шнякин, пытаясь как-то объяснить, откуда у него появились нетрудовые доходы, заявил, что заработал деньги на квартиру в Нижнем Новгороде… в США! Мы, конечно, сильно сомневаемся, что это правда. Ведь российские элиты, наоборот, умеют зарабатывать, а вернее воровать, у себя на родине, а тратить деньги – за границей. Кроме как коррупцией, ничем иным такие личности заниматься не умеют. А этого в Америке им никто не позволит – глазом моргнуть не успеют, как окажутся за решеткой лет на 40. Но даже если Шнякин – счастливое исключение из правил, то возникает другой вопрос: как он мог сочетать госслужбу в полпредстве, а затем деятельность в Совете Федерации с бизнесом в стране потенциального противника? Может, он там родину продавал? Этим уже нашей контрразведке, наверное, стоит обеспокоиться.
ПОПУТАЛИ СВОЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ
Отбыв положенный ему срок в Совете Федерации, Шнякин лишился депутатского иммунитета, но скромнее не стал и на покой не удалился. Слово «отбыл» использовано не случайно, поскольку то, чем Шнякин занимался в Совете Федерации, работой на благо страны и нижегородцев не назовешь. Просто просиживал штаны и набивал себе карманы!
Более того, обустроив свою жизнь по стандартам «люкс», бывший сенатор и заместитель полпреда наконец начал… помогать другим, чем и должен был ранее заниматься по долгу службы. Но не спешите радоваться за проснувшуюся в нашем персонаже совесть. Ведь обла-
годетельствовать он был готов не всех подряд, а исключительно членов своей семьи.
Их он, впрочем, никогда не обделял вниманием. Еще будучи сенатором, Шнякин решил помочь улучшить жилищное положение своей дочери. Причем опять-таки расщедрился он за счет Российской Федерации: Валерий Николаевич подарил дочке… государственную квартиру!
По данным из открытых источников, Шнякин получил элитную квартиру, площадью 97,5 кв. м, в тихом центре Нижнего Новгорода, как служебную в 2007 году, когда занимал должность заместителя полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе. И после того, как стал сенатором, должен был вернуть служебное жилье, благо членам Совета Федерации предоставляют квартиры ничуть не хуже. Однако, судя по документам, после перехода Шнякина в верхнюю палату Федерального собрания эту квартиру купила дочь чиновника Екатерина Смирнова (Шнякина). Но как такое могло произойти? Ведь, согласно статье 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», служебные квартиры приватизации не подлежат! Получается, квартира была «прихватизирована» и передана дочери Шнякина. В результате в конце прошлого года возмущенные жители нашего региона обратились в Генеральную прокуратуру с требованием организовать проверку по данному факту.
ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ
Теперь же выясняется, что «семейный подряд» Шнякиных – Смирновых продолжает развиваться и в наши дни. На сей раз одним из главных действующих лиц в криминально-детективной истории является зять бывшего сенатора – предприниматель Олег Вячеславович Смирнов. Когда он стал членом семьи Шнякина, то не мог похвастаться баснословными доходами. Работал финансовым директором в одном из московских журналов и получал порядка 50 – 70 тысяч рублей в месяц, что для столицы достаточно скромно. Но вскоре все чудесным образом изменилось. Буквально за несколько лет ничем не примечательный счетовод сделал головокружительную карьеру в строительном бизнесе. Откуда только что взялось! Впрочем, вы уже и сами, наверное, догадались, чему, а вернее кому, Смирнов обязан своими успехами.
А бизнес-то у него, прямо скажем, с душком. Сейчас зять Валерия Шнякина является учредителем нескольких компаний, в чем можно убедиться по открытым источникам. Но консалтинговые фирмы, зарегистрированные на Олега Смирнова, скорее всего, используются для «оптимизации» наиболее доходного бизнеса семьи – строительного. Например, юридическая компания «Лигал Арт» (ИНН 7724701476) за 2020 год принесла Олегу Смирнову всего лишь 667 тысяч рублей прибыли. А зарегистрированная в 2016 году строительная компания «ВЭД-Механика» (ИНН 7727287670) в том же 2020-м показала 1,9 миллиона рублей чистогана.
К строительному бизнесу Олег Смирнов, наверное, только по удивительному стечению обстоятельств приобщился тогда, когда его тесть занимал кресло сенатора. В 2012 году Олег Смирнов учредил ООО «Ямалспецстрой» (ОГРН 1128904005229, ИНН 8904068977). Как это удалось скромному финдиректору не самого известного журнала, вопрос, конечно, интересный, но сейчас мы уже не об этом. Важно другое.
«РОГА И КОПЫТА»
За годы сенаторства Шнякина компания его зятя встала на ноги, но особо не выделялась. Зато, как видно из данных финансовой отчетности фирмы, на 2018 год пришелся пик роста ее выручки и прибыли. Чистая прибыль за тот год составила 10,8 миллиона рублей!
Но с чем же связан такой успех? Может, строители золотую жилу нашли на стройплощадке? Вовсе нет, все оказалось куда проще. Выяснилось, что ООО «Ямалспецстрой» получило сразу 7 госконтрактов по 44-ФЗ – один в ноябре 2017-го и шесть в течение 2018 года – на общую сумму 559,1 миллиона рублей. Как могла не самая крупная и успешная компания получить столько подрядов от государства? Напрашивается только одно предположение: сыграли роль старые связи бывшего сенатора – тестя Смирнова. Видимо, его авторитета хватило, чтобы заказчики поверили, что подрядчик справится с таким объемом работ. И напрасно!
После 2018 года поток гос-контрактов прекратился, а «Ямалспецстрой» перестал предоставлять отчетность. Олег Смирнов вышел из состава учредителей компании, передав ее еще более сомнительному персонажу. И демонстрировавшая бодрые показатели прибыльности фирма вдруг оказалась… убыточным активом! Как следует из постановления Арбитражного суда Москвы, общая сумма требований кредиторов составляет 328 миллионов 867 тысяч 376 рублей. В постановлении также сказано: «На состоявшемся 18.02.2020 собрании кредиторов было принято решение ходатайствовать перед арбитражным судом о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства». Собрание работников не состоялось.
В общем, получается, что г-н Смирнов, в лучших традициях российских кидал, назаключал на фирму госконтрактов, набрал долгов, а потом просто слил контору практически в унитаз, как балласт.
ПОД КРЫШЕЙ ТЕСТЯ СВОЕГО?
Столь изящно избавившись от долгов на сумму более 328 миллионов рублей, зять Валерия Шнякина может сосредоточить свои усилия на развитии строительной компании «ВЭД-Механика». Бизнес тот же, но «с чистого листа». По странному совпадению у «ВЭД-Механики» резкий рост выручки и прибыли начался с 2019 года. Есть основания предполагать, что именно в том году «Ямалспецстрой» стали готовить к банкротству, при том что «ВЭД-Механика» развернула бурную деятельность. О юридических же тонкостях банкротства Олега Смирнова могли проконсультировать юристы его собственной компании «Лигал Арт».
В принципе, в российском строительном бизнесе «схемы» с банкротством компаний, выводом из них средств и открытием новых предприятий – не редкость. Однако на такое «кидалово» кредиторов решаются только те предприниматели, у которых есть надежная «крыша». Вот и Олег Смирнов, как можно предположить, опирался на возможности своего могущественного тестя. Валерий Шнякин возглавлял в Совете Федерации комитет по безопасности, так что связи среди силовиков у него и сейчас довольно обширные.
«НИЖЕГОРОДСКИЕ РЕШАЛЫ»
Неслучайно знакомые с ситуацией люди нередко называют связку Шнякина и Смирнова «нижегородскими решалами», которые могут за хорошие деньги решить любые проблемы, когда речь идет о коммерческих проектах, судебных разбирательствах или каких-то конфликтах на территории региона, в том числе не гнушаясь угрозами и вымогательством у местных бизнесменов. Мы, например, подробно рассказывали, как Шнякин при помощи силовиков буквально кошмарил семью вышеназванного предпринимателя из Нижегородской области. Его самого фактически похищали, пытались чуть ли не в терроризме обвинить, при этом оказывали давление на его родственников.
Кстати, Валерий Шнякин является заместителем главы некого фонда «Правовое государство». Данная организация якобы занимается правовым просвещением граждан, однако в публичном пространстве она никак не представлена, что вызывает серьезные вопросы. В частности, не является ли эта структура ширмой, за которой «нижегородские решалы» проворачивают свои темные делишки?
Словом, к г-ну Шнякину накопилось много вопросов, честно ответить на которые он вряд ли согласится. Но и так уже понятно, что человек годами использовал свой статус в корыстных целях, дискредитируя должности, которые занимал, и организации, в которых состоял. И стыдно, что такой человек представлял Нижегородскую область в Совете Федерации! Он любит позиционировать себя этаким «слугой государевым», всю жизнь положившим на благо Отечества. Но в действительности никому и никогда он не служил, кроме себя самого. И даже сейчас, выйдя на пенсию и подмочив свою репутацию многочисленными скандалами, продолжает использовать оставшееся влияние и связи в неблаговидных, а возможно, и в противозаконных целях. Сам Шнякин уже не остановится: алчность не позволит. Поэтому нам представляется, что его деятельностью стоит заинтересоваться компетентным структурам. В деле Шнякина для этого накопилось уже более чем достаточно эпизодов.

Источник: https://www.lensmena.ru/2022/02/20-02-22-2/